[ Советы педагогов и психологов ] В какие игры играть ] Где учиться ] Дети говорят... ]

 

Советы педагогов и психологов

Советы педагогов и психологов

Дети учатся жить у жизни
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают , он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках , он растет с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

                                                                                                                          Монтесори(Перев. с англ.)


 

Содержание:

Такое нужное занятие - игра.

Ваша детка - трехлетка.

Проблема дошкольного образования.

new Учим английский вместе

new О воспитании - наблюдения,  мысли.

new Тесты

 


Такое нужное занятие - игра

 

С 3-х летнего возраста игра – это смысл жизни ребенка, определяющая его развитие, т.к. игра развивает творческое начало в ребенке.  Уже давно подтверждено и доказано, уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Пальчиковые игры, лепка из пластилина, рисование карандашами и красками, конструирование домов, человечков, машин, стульев, столов и т.д. - все это способствует развитию речи и воображения. Развивается звуковая сторона речи (ребенок слышит ее и учится говорить правильно), словарный запас активно дополняется. Однако речевое развитие строго индивидуально. Важной особенностью является то, сколько времени родители уделяют этому, сколько они с ним говорят и читают.

В этом возрасте ребенок  учится у взрослых познавать мир. У ребенка развивается на данном этапе мышление, которое называют наглядно-образное, логика рассуждений пока отсутствует. «Почему звезды не падают? – потому что они маленькие».  Память имеет ведущее значение (преобладает непроизвольная память). Лучше запоминаются эмоционально- окрашенные предметы, поэтому учебная деятельность должна иметь элемент игры:   ребенка невозможно заставить целенаправленно «сидеть и учить», т.к. у него не развито произвольное внимание. Всякое давление оказываемое родителями не будет стимулировать учебную деятельность, а будет вызывать лишь отрицательные эмоции. Чаще хвалите детей, они реагируют только на поощрение. Дополнительную информацию о том, в какие игры можно играть с детьми смотрите в разделе "В какие игры играть".

В НАЧАЛО РАЗДЕЛА


Ваша детка - трехлетка.

Период развития ребенка от 1 до 3 лет принято считать ранним возрастом.
Это связано непосредственно с особенностями и психического, и физиологического развития. Если в период младенчества, ребенок был полностью зависимым от матери и тех людей кто его окружал, кто заботился о нем, воспитывал его, то для периода раннего возраста характерным является отделение ребенка от матери. Причиной этому служит независимость, самостоятельность, которую ребенок постепенно приобретает. Он овладевает рядом возможностей, которые позволяют ему самому совершать элементарные действия (брать ложку, чашку, самому пытаться накормить себя, "помочь" маме с уборкой, со стиркой и т.д.). Следует отметить, что примерно с 2-х лет у детей начинает зарождаться самосознание, ребенок начинает называть себя по имени, говорит от 3-го лица ("Оля идет гулять", на вопрос: "Чьи это ботинки?", - отвечает :"Олины").

Ребенок в 3-х летнем возрасте начинает оценивать себя, считает себя исключительно положительным, он дает себе оценку "хорошего мальчика" или "хорошей девочки", что отражает потребность в принятии его окружающими. Это еще не самооценка, она формируется позже. Однако осознание себя, появление собственных действий, желаний, побуждений ставит ребенка на более высокий уровень развития. Следует отметить, что постепенно растущая потребность в самостоятельности приводит к перестройке системы отношений, существовавшей ранее, и появляется период, названный кризисом. Кризис 3-х лет не следует недооценивать или переоценивать, к нему нужно относиться адекватно: набраться побольше терпения, запастись мужеством и попробовать построить новые отношения со своим малышом.

С чем же мы сталкиваемся в этот период или какой бес вселяется в этот период в детей?

Еще вчера он был ласковым, добрым ребенком готовым во всем слушаться маму, а сегодня он непоседлив, устраивает скандалы по незначительному поводу, делает все наперекор вам.
Дышите глубже, проводите аутотренинг и постарайтесь вести себя достойно.
Действительно, поведение ребенка в корне меняется, но это явление приходящее и уходящее. У каждого ребенка кризис проходит по-разному. В литературе описываются общие черты этого явления. В этой статье мне бы хотелось остановиться на одной из, пожалуй, самых распространенных характеристик 3-х летнего кризиса. Это - негативизм.
Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что чтоб вы не попросили, не потребовали сделать ребенка - он на все дает негативный ответ.
Однако если кто-нибудь другой попросит его, то он может с легкостью согласиться. Негативизм ребенка достаточно избирателен, он направлен на определенного человека. Стремлением ребенка является делать все наоборот, вопреки просьбам, уговорам. Главное отличие данных реакций от простого непослушания, капризов заключается в том, что, как это не парадоксально, но ребенок не делает что-то потому, что именно это ему хочется сделать. Л.И. Божович приводит такой пример:
"Мальчик с затянувшимся кризисом 3-х лет решил порисовать, но вместо отказа он получил одобрение родителей. Мальчик горько заплакал и потребовал, чтобы родители запретили ему рисовать. После того, как его просьбу исполнили он принялся с удовольствием рисовать." Другой пример: "Ребенок читал наоборот известные строки Пушкина: "И не по синим , и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах".".
Способность ребенка поступать вопреки своим желаниям является важной ступенью для его дальнейшего развития, так как ребенок начинает руководствоваться другими мотивами.
Ребенок начинает демонстрировать свою самостоятельность в отношении со всеми взрослыми, попытки последних помочь ребенку наталкиваются на негативные реакции (Уйди! Я сам! Не надо!). Очень часто это приводит к конфликту со взрослыми. Ребенок начинает настаивать на своем мнении, требует от взрослых, чтобы с ним считались. Такая реакция расценивается психологами как проявление упрямства. Это не настойчивость, при помощи которой малыш стремится достичь желаемого, это своеобразное проявление "взрослого принципа".
Возможно, из-за меняющегося поведения ребенка атмосфера в доме будет нагнетаться, ребенок может конфликтовать по малейшему поводу и без него, может начать ругаться, вести себя агрессивно и несдержанно - все это свидетельствует о "ломке" старой, привычной системы взглядов, отношений как к самому себе, так и к окружающему миру в целом.
В заключение следует отметить, что проявления во время кризиса носят индивидуальный характер, но данная характеристика встречается довольно часто.

В НАЧАЛО РАЗДЕЛА

 

Проблема дошкольного образования.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Большинство психологов, работающих с детьми шестилетнего возраста придерживаются мнения, что по уровню психического развития 6-летний первоклассник является еще дошкольником. У детей преобладают непроизвольные функции: запоминается больше то, что интересно, эмоционально окрашено - это обеспечивает более продуктивное воспроизведение материала. Внимание дошкольника еще пока неустойчиво и он неспособен длительно концентрировать его на одном и том же задании, выполнять монотонную работу. Для педагога важно знать, что если ребенок на уроке быстро утомляется, его поведение становится неконтролируемым, он становится вялым и пассивным (или наоборот, чрезмерно возбудимым), то это связано с особенностями его развития, которые являются как общими, так и индивидуальными. В таких случаях нужно преподавать материал в легко усваиваемой, а лучше игровой форме (вводить специальные развивающие игры, см. раздел "В какие игры играть"). Нужно отметить следующую важную особенность детей дошкольного возраста - они испытывают значительные трудности с произвольным поведением, у 6-летнего ребенка оно только начинает формироваться. Конечно же, дошкольник может в какое-то определенное время управлять своим поведением, целенаправленно добиваться результатов своей деятельности, но в силу высокой подвижности психических процессов он будет легче отвлекаться, переключаясь на более новое, интересное и значимое для него. Причина заключается в недостаточно сформированном механизме регуляции своей деятельности, которая опирается на социальные нормы и правила. Нельзя раскрыть творческое начало в ребенке, поддержать или развить его активность жесткими требованиями, а тем более наказанием. Следует воздерживаться от методов по типу: "Ты - плохой, лентяй. Посмотри, какая у нас есть умница, отличница…" Таким сравнением вы подавляете ребенка и приклеиваете ему ярлык двоечника, неудачника, который он будет нести еще долгое время. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми недопустим. Дело в том, что в данном возрасте авторитетом для ребенка является учитель, родители, дом отходят на второй план. Поэтому ребенок примет любую даже негативную оценку учителя (он не может вам возразить, у него не выработалась своя самооценка) и он будет "плохим", "двоечником" и ничего не сделает для того, чтобы переступить данную черту.

Советы психологов по проведению занятий с дошкольниками.

А теперь, несколько советов, которые дают многие специалисты, психологи по образованию дошкольников:
-    обучение предполагает щадящий режим (продолжительность урока не более 35 минут)
  советуется в перерывах между уроками проводить гимнастику, делать упражнения (дело в том, что, выполняя физические упражнения, улучшатся кровообращение, повышается активность обменных процессов в организме, головной мозг получает адекватную "порцию" веществ необходимых для его работы.) Можно совершать прогулки, проводить занятия на улице.
-    в учебную программу должно входить подавляющее большинство общеразвивающих занятий: физкультура, ритмика, музыка, изобразительное искусство, труд, экскурсии, необходим медицинский контроль за состоянием здоровья учеников.
Школа с ее новыми требованиями, правилами, условиями вызывает у ребенка психоэмоциональный стресс. Ребенок напряжен не только физически, но и эмоционально, психически. Если дети попадают под жесткий школьный режим: подавляется естественная детская спонтанность действий, инициативность и в результате ребенок становится вялым и пассивным. Вследствие длительной перегрузки нервной системы могут нарушиться сон, появиться головные боли, ухудшиться общее самочувствие, снизиться аппетит, вес. Дети могут быть возбудимыми, раздражительными, это может привести к эмоциональным срывам, нарушить поведение.
Элькониным Д.Б, было выявлено интересное явление. "У 6-летних детей в условиях регламентированного общения быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения. Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих правил, а боязнь их нарушить. У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. В то же время аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту у большинства 7-летних первоклассников".

В НАЧАЛО РАЗДЕЛА

 

Учим английский вместе

Родители очень часто задают вопрос "Можно ли самим научить ребенка английскому?" Я считаю, что обучением детей должны заниматься специалисты. Хотя есть примеры, когда родители прекрасно обучали своих малышей иностранным языкам. Для этого необходимо наличие многих условий: знание иностранного языка, умение подать материал интересно, и, конечно же, огромное терпение и желание научить. Очень важно соблюдать периодичность занятий (не менее 2-3 раз в неделю): ребенок не выучит язык, если он будет заниматься с Вами один раз в неделю. Занятия должны состоять из нескольких этапов: необходимо повторять пройденный материал и вводить новый, нужно каждый урок слушать кассеты, побуждать ребенка говорить на иностранном языке, важно, правильно произносить слова и учить этому ребенка. На мой взгляд, это одно из самых невыполнимых условий при самостоятельном обучении.
И все-таки во всех правилах есть свои исключения. Мы представляем Вашему вниманию статью бабушки, которая занималась со своим внуком английским и добилась отличных результатов.

Старостина М.Г.
преподаватель МОУ N124

Учим английский вместе!

Мне хочется рассказать о том, как я готовила внука к поступлению в школу в класс с углубленным изучением английского языка.
Когда Жене исполнилось 5 лет и наша семья задумывалась куда отдать ребенка учиться, мы обратили внимание на его природные данные. Мы предположили, что он у нас больше гуманитарий, чем математик, и что природа подарила ему хорошую память. А куда же еще направить такой дар, как не на изучение иностранных языков? Выбрали английский, но так как сами были совсем немного знакомы с немецким, а английский не знали вовсе, то решили, что кому-то из нас придется учиться на курсах, так как ребенку надо будет помогать делать уроки. Выписали учебное пособие "ЕШКО", и я начала с нуля.
Для меня внуки - это хобби. Кроме многих прямых бабушкиных обязанностей я с удовольствием занимаюсь развитием их умственных способностей. Тем более, что сейчас это гораздо легче сделать, чем во времена моего детства или тогда, когда я растила детей. Появилось столько интересных книг, игр, фильмов, а, главное, у меня, бабушки, стало много свободного времени. Вот и учимся теперь вместе, соревнуемся, играем.
Общая подготовка имеет огромное значение, поэтому читать на родном языке внуков учим как можно раньше. В 3 года Женя знал все буквы, в 4-5 уже читал по слогам, а к 6 годам читал бегло.
Итак, в 6 лет Женю записали в подготовительный класс. Нам повезло - преподаватель английского разрешила взрослым присутствовать на занятиях. Обучение вела по обучающему комплексу "Bravo!" Oxford и по своей личной методике, основанной больше на разговорном английском, заучивании на память множества стихов, песен, коротких диалогов с широким использованием аудио и видеокассет. Конечно, 2 раза в неделю по 40 минут очень мало, если не заниматься еще дома. Но я прилежно конспектировала весь урок, запоминала все до мелочей. Дома приводила в порядок все свои записи, и потом каждый день с внуком занимались и все выучивали так крепко и так надежно, что каждый новый урок уже ждали с нетерпением. Нам хотелось побыстрее узнать что-то новое. Для Жени английский стал самым любимым уроком. Мы, взрослые, радовались его успехам и не уставали его хвалить за любой стих и вообще за все, произнесенное по-английски, а он, естественно, старался еще больше. Ведь он видел, что это нужно не одному ему, что мы все радуемся его успехам и это его очень воодушевляло.
Через год, к поступлению в первый класс, Женя знал около 10 фраз для рассказа о себе или о своем друге, около 10 фраз для слушания и понимания команд учителя, алфавит в песенке, знал счет до 20 и мог рассказать наизусть более 10 стихотворений. Но словарный запас у Жени был намного больше, чем надо было знать по программе. Любое предложение типа "I can…" или "I like…" для нас становилось безразмерным. Поэтому рассказ о себе из 8-10 предложений мог продолжаться очень долго.
Но нам с Женей и этого уже показалось мало, и я стала покупать все, что могло бы пригодиться для дополнительных занятий. Больше всего нам понравился учебник Валентины Скультэ "Английский для детей". Мы купили его в новом издании, с крупным шрифтом, с красочным оформлением и аудиокассетами. Для нас этот учебник стал настольной книгой. Он оказался самым доступным и понятным. Мы читали вслух каждый день, продвигаясь вперед, снова и снова, возвращаясь к пройденному материалу для более надежного усвоения. Благодаря ему Женя еще больше пополнял свой словарный запас.
Если хотите, чтобы вашему ребенку было легче заниматься, и при этом он достиг бы неплохих результатов, не пожалейте времени сил и учитесь вместе с ним. Необходимо помочь и направить в самом начале его трудного пути. А потом он и сам справится. Главное, чтобы он занимался каждый день хотя бы по 15 минут и не один, а вместе с вами. Мы, например, очень хотим, чтобы наш ребенок знал несколько языков, поэтому наша мама уже более глубоко изучает немецкий язык, готовясь помогать сыну в 5 классе. А мне, вероятно, скоро придется выписывать курс "Испанский (или французский) для начинающих" ЕШКО.
Желаю успехов начинающим полиглотам!

Штанько Галина Мансуровна,
бабушка Крук Жени,
ученика 3 класса.

Если Вы все-таки решили заниматься с ребенком самостоятельно, Вам помогут статьи из раздела "Теория и практика".

В НАЧАЛО РАЗДЕЛА

 

О воспитании - наблюдения и мысли.

Уважаемые родители!
В
сех нас окружают разные люди и стали они такими, какими есть: добрыми, злыми, бестактными, тактичными, жестокими, решительными, безвольными, благодаря воспитанию.
Воспитание процесс длительный и продолжается всю жизнь. Очень хотелось, чтобы Вы продолжили работу, начатую на уроках этики. Основной блок этих уроков - "истоки доброты".
Дети дошкольного возраста чрезвычайно восприимчивы, психика их пластична, податлива. Они очень любознательны, эмоциональны, отзывчивы, подвижны, но и неорганизованны, имеют неустойчивое внимание, мыслят чаще формами, звуками, красками. Именно в этом возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям.
Весь блок "Истоки доброты" проходил для детей в форме привлекательного путешествия. Занятия были веселые и гpyстные, сложные и простые, чаще светлые, радостные. Верными спутниками на занятиях были игра и сказка.
Лучшее воспитание - это приглашение малыша к размышлению.

"Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще встречаемся с леностью мысли".

К.Д. Ушинский.

И мы учились на занятиях думать. Темы раздумий были разные.
Дети учились определять настроение людей по взгляду, жестам, мимике. Отвечали на вопросы:
- От чего портится настроение?
- Причины плохого настроения?
-    Как повысить настроение?
-    и пришли к выводу, чтобы улучшить настроение надо улыбнуться себе, близким, сделать доброе дело (помочь бабушке, поиграть с сестренкой, полить цветы и т.д.)
Знакомились с правилами доброты: помогать слабым, маленьким, старым, не жадничать, жалеть других и так далее и тому подобное. Я старалась их убедить, что "нельзя" не только тогда, когда тебе больно, но и когда другому больно.Друг другу дети дали слово дружить с добрыми, волшебными словами и помнить, что вежливость открывает многие двери.
Вели разговор и об игрушках. К сожалению, дети не берегут их, относятся к ним небрежно, не знают цену игрушки.
И на вопрос: "Зачем ты ее кидаешь, она сломается?!"
Слышим:
"А, у меня их полно, да и папа ещё купит".
Ребята должны знать цену игрушек, беречь их, старые, надоевшие игрушки не выбрасывать, а отдавать другим детям, которые с удовольствием поиграют с ними в песочнице.Если ребята будут по-доброму относиться к игрушкам, то научатся быть добрыми.
На занятиях разбирались различные ситуации Например:
Вы возвратились домой веселые, счастливые, радостные с большого праздника. Не задолго до вашего прихода бабушка, закончив стирку, подготовку ужина, уставшая села в кресло.
Ваша реакция при входе в дом. Что Вы скажете бабушке?
Ответы детей:
Поздороваемся, расскажем как было интересно, кого видели, что делали, попросим скорее накрывать на стол, так как проголодались.
На мою реплику, что бабушка очень устала, она еле сидит, ей просто плохо от усталости.
Ответ детей:
Валидол дадим.
Хотелось, чтобы бабушке были сказаны слова благодарности за ее труд, ласковые, теплые слова любви к ней. Воспитанность немыслима без благодарности. Она нужна как хлеб, вода, воздух. Без благодарности тускнеют чувства, черствеет сердце.
Много занятий было посвящено теме "Что такое хорошо и когда бывает стыдно". Я попросила ребят посмотреть на меня и опустить глазки вниз тем, кто хотя бы один раз обидел своих близких: маму, папу, бабушку, дедушку. Многие опустили глаза. На вопрос когда человеку бывает стыдно, они ответили: когда скажешь неправду, накричишь, нагрубишь, возьмешь что-то без разрешения.
Хорошо, что они это понимают. Проявление чувства стыда, неловкости является задатками такого чувства, как совесть -регулятор нравственного поведения.
Несколько тем было посвящено женщине, с целью привития нежной любви к маме, бабушке. Было дано задание рассказать о маме. Какая она? За что любишь маму? Почему иногда плачут мамы?
Собрали синонимы о маме, бабушке. Синонимы:
мама, мамочка, мамуля, маманя, мамусик, ба, бабулечка,
мамулечка, бабуся, бабусенька.
Эпитеты для мамы и бабушки:
добрая, ласковая, заботливая, мудрая, нежная, красивая, умная, веселая, гордая, хитрая, игривая, любящая, милая, обаятельная, прекрасная, золотая, накрашенная, смелая, родная, тихая, самая хорошая.
Вывод сделали:
нельзя расстраивать ни маму, ни бабушку. Надо что-то хорошее для них делать, чтобы они улыбались и плакали если, то только от счастья и радости.
Любви все возрасты покорны, знаем все, и наши дети влюбляются. Сидят на занятиях рядышком, в обнимку. Хорошо когда взаимная любовь, а если нет, то слезы от обиды. И эту тему мы, конечно, не обошли. Повели разговор о том, что мы любим, кого мы любим. Дети назвали любимые книги, игрушки, конечно папу, маму, сестренку, бабушку, дедушку. Потом более серьезные вопросы обсуждали.
Что значит любить?
Ответы детей: обнимать, быть вместе, ходить куда-нибудь. За что можно любить? Ответы детей: за красоту, прическу, смеется хорошо, за доброту, не жадная. Как выразить любовь? Ответы детей: обнять, поцеловать, взять за руку, кушать вместе за столом.
В итоге мы согласились на следующее:
Любить - значит беречь, доставлять радость человеку, которого любишь. Можно любить за хороший характер, за доброту, за аккуратность, за вежливость, а вот за грубость, навязчивость, жестокость, непослушание любить не хочется.
Много было и казусов, историй на занятиях. Но все не напишешь. А ребята очень умные, непосредственные, очень интересно объясняют многие понятия, высказывают интересные мысли, когда читали сказку "Цветик-семицветик", дети получили задание, загадать одно единственное желание. Желания ребят третьего года обучения были очень серьезные, загадали подарки папам, мамам, бабушкам, некоторые пожелали, чтобы закончилась война, чтобы никто не болел, а один мальчик загадал умное желание: он пожелал еще один цветик-семицветик.
А однажды, одна из девочек, почувствовав, что я никак не могу добиться желаемого ответа, спросила: "А какова Ваша версия?"
Ребята в конце обучения самостоятельно решают многие проблемы, имеют многие свое мнение.
Когда инсценировали отрывок из сказки "Золушка", я назвала исполнителей роли Золушки и сестер, то один мальчик подбежал и мне на ухо сказал: "Вы что, Тамара Алексеевна! Какая же она Золушка? Она же беззубая!"
При обсуждении сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина, дети должны были подумать, как помочь деду, уж очень его жалко было.
Поступил ответ: "Тамара Алексеевна! Я уж прямо не знаю, - развестись им что ли?"
Иногда мы, взрослые, сами того не замечая, даем детям уроки жестокости, бестактности. Так, на вопрос: "Что было интересного у вас на этой неделе?" - девочка, улыбаясь, ответила: "Ой, я деда скалкой стукнула по спине". Наступила тишина, все замолчали. Девочка продолжала со смехом: "Он играл со мной, мне надоело, а он все пристает, тогда бабушка мне сказала: "Да стукни ты его скалкой, он и отстанет". Что это - игра? Шутка? А если подумать?!
Мальчик: "Ой, Тамара Алексеевна, мы сегодня в автобусе видели дяденьку, у него на носу такая бородавка, а нос огромный и красный, такой смешной. Я всю дорогу смотрел, и мы с бабушкой смеялись."
В первом случае пример жестокости. Все живое испытывает боль. От боли ребенок плачет, собака скулит, растение опускает листья.
Во втором - пример бестактности. Тактичность - умение человека не заметить физические недостатки и слабости другого человека.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так ощутимы и не так быстро обнаруживают себя.
Но, мы все же видим, дети становятся более воспитанные, понятливее, умнее.
Однажды в середине года случилось, что в группу зашли несколько пап, и одна девочка (Лена) на занятии с грустью сказала, что у нее никогда не было папы. Сказанное не акцентировалось при ребятах. Но в конце года дети на прощание, передавали небольшой талисман из рук в руки, желали что-то доброе друг другу. И один мальчик (Гена) сказал Лене:
"Пусть у тебя появится очень хороший папа". Дети закричали: "И я так хочу, и я..." Девочка радостно заулыбалась.
В умении нести радость другому и заложен исток доброты.
Милые мамы, папы, бабушки, дедушки. Вы должны знать - нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца матери и отца найдут правильные решения.
Поможем нашим детям стать добрее нас, счастливее нас, мудрее нас!

Шалыгина Тамара Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Школы раннего развития "Гармония".

В НАЧАЛО РАЗДЕЛА


Тесты

В этой рубрике Вашему вниманию будут предложены тесты, направленные на изучение личности Вашего ребенка, его способностей и склонностей.

Тест "Пиктограмма" - направлен на исследование опосредованной памяти (дает информацию и о развитии мышления). Используется для диагностики детей с 4,5-5 лет.
Стимульный материал. Для проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания. Для детей 5-10 лет может быть использован следующий набор из 12 слов:
веселый праздник обман вкусный ужин расставание строгая воспитательница развитие тяжелая работа слепой мальчик теплый ветер страх болезнь веселая компания
Инструкция: "Я тебе сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, поэтому запомнить их трудно, чтобы тебе было легче справиться с заданием, ты можешь на этом листе нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Но рисовать можно только какие-то картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а лист только один, постарайся расположить рисунки таким образом, чтобы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова".
Проведение теста: Детям медленно читаются приведенные выше слова и словосочетания (которые идут как одно слово). При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения. Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2-3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть, однако при этом ребенку обязательно следует напомнить о том, что его предупреждали, что места мало, а он это прослушал и потому нарушил инструкцию.
В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без всякой цели и смысла, первую пришедшую в голову картинку, никак не связанную со словом, т.е. что он не понял или не расслышал инструкцию, необходимо спросить о том, что за рисунок делает ребенок и какое отношение он имеет к слову, названному взрослым. Можно уточнить, помнит ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.
Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, ограничено и не превышает 1-2 минут. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то взрослый должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, этот процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.
После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети умеют считать, это можно попросить сделать самого ребенка.) Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосочетания "вкусный ужин" как "сладкий ужин" или "разлука" как "расставание" считается как правильное.
Анализ результатов. Прежде всего фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, которое говорит нам об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10-12 слов (т.е. практически стопроцентное воспроизведение).
Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Точно так же для болезни может быть изображен и больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и сама кровать, и больница.
Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знак, отражающий "вкусный ужин" или "строгую воспитательницу", детям намного проще, чем "болезнь" или "обман". Наиболее сложными считаются слова "теплый ветер" и "развитие". Для детей 5 лет нормой являются адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов. В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов данной пиктограммы.
Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. Это говорит о том, что низкий уровень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. В то же время тот факт, что у ребенка отмечается низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть показателем его общего интеллектуального отставания.
Большой интерес представляет сравнение данных о воспроизведенном материале при непосредственном и опосредованном запоминании, так как в случае хорошего развития образного мышления оно может компенсировать недостаток памяти. При этом ребенок воспроизводит нормальное количество слов (10-12) в пиктограмме, однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например всего 3-5 слов.
Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листа. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотически разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, чтобы уместить все слова.

 

Тест "Невербальная классификация" - направлен на изучение словесно-логического мышления у детей 5-7 лет.
Стимульный материал этого теста состоит из 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5-5,5 лет .может использоваться более легкий материал, т.е. изображения понятий, далеких друг от друга, например, одежда и транспорт. Также могут быть использованы картинки из лото, картинки, вырезанные из книжек или нарисованные. Важно, чтобы они были одинаковыми по яркости (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и по размеру, а также количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.
Инструкция: "Посмотри внимательно, что я буду делать" - после этого инструкция прерывается и взрослый начинает распределять картинки на две группы, не объясняя принципа этой систематизации. После того как взрослый выложил три картинки, он передает их ребенку со словами:
"А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как и я".
Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый задает основание классификации в реальной деятельности, не называя сами понятия. Выкладывая карточки, обратите внимание на то, что первые две должны относиться к разным классам (например, волк и корова), так как это облегчит ребенку дальнейшую классификацию. Третья карточка может относиться к любому классу, она кладется под первой карточкой правильной группы, например, карточка овцы располагается под коровой. После того как вы передали картинки ребенку, вы только наблюдаете за его деятельностью, не произнося ни одного слова (не нужно даже говорить: "молодец", "правильно" или "неправильно"). В случае ошибки вы просто молча перекладываете карточку в нужное место, под правильной картинкой.
Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным, вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать: "Не вертись, будь внимательнее". Не должно быть только словесных пояснений классифицируемых понятий, так как это существенно облегчает задание, изменяя его характер. После того как ребенок закончит работу, его надо спросить о том, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.
Анализ результатов. Данный тест исследует уровень развития словесно-логического мышления детей, именно поэтому так важно, чтобы заданное вами основание классификации было понято и произнесено ими самостоятельно. В процессе работы время практически не ограничено, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5- 7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.
Мы можем говорить о норме, т.е. о среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.
Однако в том случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок, можно говорить о непонимании им принципа разложения этих картинок. Об этом же говорит и хаотичный их расклад, например, когда дети не задумываясь распределяют карточки по группам. В этом случае работа может быть прервана и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: "Ну зачем же ты кладешь лошадку в эту группу, ведь тут лежат волк, тигр, лев, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, поэтому ее надо положить в ту группу, где корова, осел и т.д.". После этого классификация доводится до конца, но не оценивается. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дается другой набор карточек, и в этом случае работа не прерывается даже тогда, когда он опять допускает ошибки.
Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребенку можно предложить провести более легкую классификацию (например, овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5-5 лет.
Для усложнения задания (например, при диагностике одаренных детей) можно предложить вариант классификации, не задавая ее основания, т.е. не раскладывая вначале перед ребенком картинки на две группы. При таком задании детям просто даются все картинки и просят их разложить на две группы. Обращается внимание не только на ошибки, но и на быстроту выделения основания (т.е. как скоро ребенок понимает, какие два понятия надо выделить). Детям с высоким уровнем интеллекта достаточно, как правило, 3-4 картинок.

 

Тест "Несуществующее животное" - направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5-5 лет и старше.
Инструкция: "Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни".
Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Младшим детям (4,5-6 лет) можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия "несуществующее животное", например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: "Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?" Ответы детей фиксируются.
Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа - о средних, а в нижней трети - о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.
Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие Поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.
О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах деятельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к снижению их самооценки.
О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и характер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется "агрессией от тревоги" и является весьма распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведении сложилась поговорка: "Лучший метод защиты - нападение". Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстративное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.
Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят, часто наказывают.
При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.
Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.
Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерству), и защитной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.
Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.
Оценивается и содержание рисунков. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок - в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

В НАЧАЛО РАЗДЕЛА


 

Ваше мнение.
Нам хотелось бы знать Ваше мнение о приведенном здесь материале.
Как Вы рассматриваете эту проблему? Может быть у Вас есть собственные наблюдения и Вы можете дать совет мамам и папам, чьи дети готовятся пойти в школу или начинают изучать иностранные языки?
Пишите:

kinder-english@narod.ru

 


 
Hosted by uCoz